КАТАЛОГ
КАТАЛОГ
Искусство вышивания, как вид рукоделия, было известно еще в Древнем Египте. На стенах древних гробниц и саркофагах были найдены изображения одежд египетских фараонов, отделанных пышной вышивкой.
В VI – V веках до н.э. в Китае вышивка на одеждах, коврах и панно из шелковых тканей выполнялась волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями.
Индийская вышивка известна с V века до н.э.
Мужской и женский костюмы Древнего Рима отделывались вышивкой золотыми нитями и шерстяными нитями. По словам Дионисия Галикарнасского, древнегреческого историка, автора труда «Римские древности» в 20 книгах, Луций Тарквиний Приск, или как его еще называли Тарквиний Древний (VII-VI в до н.э.) – пятый царь Древнего Рима, был первым, кто облачился в одежды вышитые золотом.
Римские ткани позднего периода отделывались геометрическим орнаментом, при этом узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с вышивкой золотом придавало ткани особую помпезность и блеск.
Все греко-римские традиции декоративного искусства были продолжены в Византийской империи, и уже оттуда искусство вышивки, включая вышивку золотом, распространилось на средневековую Европу.
В вышивках христианской Византии использовались как азиатские мотивы, так и греко-римские орнаменты. В композициях вышивок на драпировках дворцов и храмов использовались исторические и религиозные сюжеты. На облачениях священнослужителей и храмовой утвари можно было наблюдать изображения на библейские темы и христианские символы. Самые ранние из сохранившихся вышивок Византии датируются VIII веком н.э.
Вышивки раннего средневековья Западной Европы почти не сохранились, но по отдельным произведениям изобразительного искусства можно понять, изделия с вышивкой играли большую роль в убранстве храмов, и в быту священнослужителей и знати того времени. Вышивки украшали стены храмов, завесы алтаря и облачения духовенства.
В XI- XII веках получила развитие геральдика. На знаменах яркими красками и золотом вышивались родовые знаки – гербы, исполняемые в технике двухсторонних швов и аппликации.
Крестовые походы того времени дали толчок развитию вышивки, как части западноевропейского прикладного искусства. Возвращавшиеся из походов рыцари привозили в качестве трофеев богато вышитые восточные одежды и ткани, мотивы которых копировались вышивальщицами в Европе того времени.
Спрос на вышивку привел к возникновению новых видов ремесел и вышивка стала привычным ремеслом не только для монастырей и замков. В XIII веке во Франции при дворе на вышивку тратились огромные средства, в результате чего король Филипп Красивый издал указ, ограничивающий роскошь вышивки. Стены дворцов декорировались вышитыми панно, над кроватями устраивались вышитые балдахины, вышивка вытеснила мех в костюмах придворных. Позже во Франции в вышивке стали применять жемчуг и драгоценные камни.
Из Византии и арабских стран вышивка попадает на юг Италии и Испании.
Вплоть до XIII века техника вышивания оставалась несложной. Швы выполнялись плоскими, порой с небольшим рельефом, использовалась вышивка золотом, серебром, шерстяными нитями, цветными шелками. Фон холста или шёлковой ткани оставался незашитым. Но уже к концу XIII века и особенно в XIV веке ширится разнообразие швов, палитра становится богаче, помимо религиозных сюжетов появляются рыцарские и бытовые мотивы.
В период раннего Возрождения техника вышивания достигает совершенства. Увеличивается число оттенков, характер рисунка приближается к живописи. В XV - XVI веках распространяются белые монохромные и цветные вышивки на полотне – отделка бортов полотенец, скатертей, подзоров и т.д. В них появляются античные узоры, новые усложненные орнаменты, добавляются фигуры птиц, животных, тритонов, амуров, людей. Широко используется аппликация. Декоративные вышивки золотом, серебром и шелками отличаются выпуклыми рельефными швами, высота которых достигала 1-2 см. В конце XVI века вышивкой во Франции украшались бархатные костюмы, головные уборы, рубашки, чулки.
В XVII веке при французском дворе появляются атласные и парчовые костюмы, отделанные вышивкой золотом, а также серебром и шелками.
В нашу страну искусство золотой, серебряной вышивки попало в X веке из Византии после крещения Руси. Расцвет золотой вышивки на Руси приходится на XV–XVII века, когда вышивку золотом, серебром использовали в основном только в храмовых облачениях и облачениях священнослужителей, царских одеждах и одеяниях вельмож и знати. Позже в XIX веке вышивку золотом, серебром постепенно стали использовать в декоре праздничной одежды крестьяне и простые горожане.
Начиная с XVIII века богатой золотой вышивкой украшались мундиры высших чинов армии и флота, а в XIX веке эту традицию стали применять и для придворных мундиров.
В наше время все больше кутюрье обращаются к этому виду искусства и все больше известных людей облачаются в костюмы и платься, отделанные золотой, серебряной вышивкой.