КАТАЛОГ
КАТАЛОГ
Фрагмент митры, украшенной вышивкой золотом, жемчугом, самоцветами
На Руси издревле одежду и предметы быта украшали вышивкой узорами, самоцветами, жемчужным, а впоследствии и бисерным шитьем. Разными видами вышивки занимались женщины всех сословий – от крестьянских дочерей до царевен. Мастерские, в которых создавались произведения золотого, жемчужного и бисерного шитья, а также шитья драгоценными, полудрагоценными камнями, самоцветами или цветными стеклянными камнями создавались при домах знати и в монастырях. На протяжении столетий развивалась и совершенствовалась техника жемчужного шитья, из которой позже возникло и бисероплетение. Шитье жемчугом прежде всего использовали для декорирования праздничной женской одежды и головных уборов. Ткань в прежние века стоила дорого. Одежду шили на годы вперед, и часто передавали из поколения в поколение, складывали в сундуки наряды, украшенные в том числе, вышивкой золотом, самоцветами, жемчужным и бисерным шитьем, доставшиеся от матерей, бабушек и прабабушек.
В XVI— XVII веках наблюдается оживление торговых отношений с Европой, откуда на Русь все больше и больше приезжает торгового люда. По существу купцы явились связующим звеном между культурой Запада и России. Иностранцы высоко ценили великолепие богато украшенного русского платья и женских головных уборов, вышитых жемчугом, бисером, золотой нитью, и самоцветами.
Деревянный ларец, декорированный шитьем золотыми и серебряными нитями, жемчугом, самоцветами и бисером
Посещавшие Русь иностранцы часто поражались обилию жемчуга в жемчужных вышивках на одеждах простых крестьян. Они отмечали, что в ожерельях, браслетах, воротниках, платьях, поднизях и на головном уборе, расшитых жемчугом, можно было насчитать до тысячи настоящих жемчужин.
Как видно, жемчуг широко использовался на Руси, но несмотря на это, и сам жемчуг и вышитые или расшитые жемчугом изделия ценились очень высоко, и приравнивались к настоящим сокровищам. Свидетельством использования жемчужного шитья в платье древних русичей, является мозаика с изображением фигуры архангела на поверхности купола в соборе Святой Софии города Киева, датированная XI веком. На плечи и грудь командира ангелов накинута длинная и широкая матерчатая полоса – лор, как атрибут царского одеяния, усыпанная жемчугами и драгоценными камнями, как бы вышитая жемчугом и самоцветами.
Область использования жемчужного шитья не ограничивалась бытом. Вышивка жемчугом, бисером и самоцветами вместе с вышивкой золотом широко использовалась для декора церковных и храмовых облачений. Отгороженные монастырскими стенами от мирской суеты монахини вышивали жемчугом и самоцветами иконы, ризы и оклады для икон и Евангелия, пелены, плащаницы, митры и облачения священнослужителей.