ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ




КАТАЛОГ

РУЧНАЯ ВЫШИВКА

Автор статьи:

Зарождение ручной вышивки как вида декоративно-прикладного искусства произошло на Древнем Востоке, где ручной вышивкой украшались сначала элементы одежды. Ручной вышивкой декорировались женские платья, верхняя одежда мужчин, платки, седла и сбруя лошадей, а также отдельные предметы интерьера. В те времена ручная вышивка выполнялась на тонких тканях, часто золотыми и серебряными нитями и дополнялась самоцветами. Одежда, украшенная ручной вышивкой, говорила о богатстве и статусе ее владельца.

Древние народы Востока были скотоводами, поэтому первые ткани были получены из шерсти домашних животных, затем в Древнем Египте с развитием земледелия стали возделывать некоторые волокнистые растения, такие как лен и пеньку, из которых пряли нить, отбеливали ее и затем ткали белоснежные ткани. Позже в Индии начали выращивать хлопок, ткать из него очень тонкие ткани и вышивать по ним хлопковыми, шерстяными и золотыми нитями. Шелковые ткани и нити долго не получали распространение, так как китайские власти держали производство шелка в глубокой тайне.

На Руси ручной вышивкой украшали одежду, которую надевали по религиозным праздникам, на свадьбу и в других торжественных случаях, а также элементы интерьера: скатерти и рушники, которыми украшали углы избы, иконы, обеденные столы, комоды, проемы окон и дверей, повязывали сватам и дружкам на свадьбу, на рушниках подносили свадебные караваи и использовали их в других обрядах. Чаще всего ручное вышивание выполнялось крестом или различной гладью. Узоры для ручного вышивания в разных областях России были разными и передавались из поколения в поколение. Известны такие виды ручной вышивки, как белая гладь, русская гладь, александровская гладь, владимирское шитье и др.

С изобретением и распространением книгопечатания узоры для ручного вышивания стали распространяться по всей Руси.

Одним из распространенных видов ручной вышивки на Руси стало лицевое шитье и золотное шитье. Произведения, выполненные этим видом ручного вышивания, состояли обычно из изображения Спасителя, Божьей Матери, апостолов и святых, сцен жития и сюжетов из священного писания, которые обрамлялись каймой с орнаментом и надписями. В этой технике использовались дорогие ткани, шелковые нити, а также нити из золота и серебра.

Ручным вышиванием занимались специально обученные мастерицы в светлицах знатных домов, не гнушались этого вида творчества и царицы с царевнами, княгини с княжнами, боярыни с боярышнями, купеческие дочери и жены. Золотошвейные мастерские создавались при монастырях. Ручное вышивание требовало усердия и терпения, специального настроя и профессионального мастерства. Произведения лицевого и золотного шитья нередко передавались в дар храмам и монастырям, и этот дар назывался вкладом. Впереди церковных процессий и церемоний несли изготовленные ручной вышивкой плащаницы, пелены, хоругви. Хоругви и знамена ручной вышивки были популярны в войсках. Высоко ценилась ручная вышивка облачений и церковной утвари, которые часто передавались в дар духовенству других стран православного вероисповедания.


  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru
  • Rambler's Top100